Пт. Мар 1st, 2024

Эрик Эриксон (1902-1994), американский психолог.
Основные работы: «Детство и общество» (1950, переработана и переиздана в 1963 году), «Юность: изменение и вызов» (1963), «Инсайт и ответственность» (1964), «Идентичность: кризис юности» (1968), «Истина Ганди» (1969) и другие.

Основные положения учения Э. Эриксона:

  • человек в течение своей жизни проходит через несколько универсальных для всего человечества стадий;
  • процесс прохождения человека через эти стадии регулируется в соответствии с эпигенетическим принципом созревания, эпигенетический принцип означает: личность развивается, переходя от одной ступени к другой, по мере готовности двигаться в направлении дальнейшего роста;
  • в процессе этого развития развертывается «план личности», который наследуется генетически;
  • жизнь человека включает 8 стадий, прохождение через которые сопровождается кризисом;
  1. первая стадия — стадия младенчества (или орально-сенсорная) — длится от рождения до одного года. В течение этой стадии формируется доверие к окружающим людям. Степень развития чувства доверия у ребенка зависит от качества получаемой им материнской заботы. На этой стадии возникает кризис «доверие-недоверие». При благоприятных условиях у ребенка укрепляется доверие к окружающим и надежда на их помощь. В противном случае у ребенка развивается боязливость и подозрительность;
  2. вторая стадия — стадия раннего детства (или мышечно-анальная) — длится от одного года до трех лет. На этой стадии ребенок стремится к достижению определенной автономии и учится контролировать себя. Кризис «автономия — стыд и сомнение» при благоприятных условиях способствует формированию самостоятельности и волевых качеств, при неблагоприятных — неуверенности в себе;
  3. третья стадия — стадия игры (или локомоторно-генитальная) — длится от трех до шести лет. Ребенок начинает проявлять все больше активности в играх и общении со сверстниками, приобретает различные навыки, у него формируется чувство ответственности. Кризис «инициативность — вина» при доброжелательном и терпеливом отношении родителей способствует формированию инициативы и целеустремленности, в противном случае — усиливается чувство вины и зависимость от других;
  4. четвертая стадия — стадия школьного возраста (или латентная) — длится от шести до двенадцати лет. В этот период ребенок, обучаясь в школе, овладевает новыми знаниями, навыками и умениями, осваивает новые социальные роли и активно общается со сверстниками. Кризис «трудолюбие — неполноценность» может способствовать либо формированию желания быть компетентным и успешным в делах, либо повышению сомнения в своих способностях и неуверенности в своих силах;
  5. пятая стадия — стадия подростничества и юности — длится от двенадцати до девятнадцати лет. Уже не ребенок, но еще и не взрослый, подросток сталкивается с новыми социальными требованиями и новыми ролями, у него интенсивно формируется образ «Я». Кризис «эго-идентичность — ролевое смешение» при благоприятном разрешении способствует формированию у юношей и девушек чувства идентичности и тождественности с самим собой, со своим прошлым, настоящим или будущим, формированию личностной системы ценностей. При неблагоприятном разрешении — способствует отчужденности от самих себя, идентификации с другими людьми, т.е. себя, отсутствию устойчивых ценностных ориентации;
  6. шестая стадия — стадия ранней зрелости — от 20 до 25 лет. В этот период молодые люди овладевают профессией, вступают в зрелые межличностные и интимные отношения, создают семьи. Кризис «интимность — изоляция» преодолевается либо через обретение любви и формирование высших нравственных чувств, либо через формирование отчужденности, стремления манипулировать другими, эгоизма и неспособности вступать в глубокие доверительные отношения;
  7. седьмая стадия — стадия средней зрелости — длится от 26 до 64 лет. На этой стадии появляется новый параметр личности с общечеловечностью на одном конце шкалы и самопоглощенностью — на другом. Под «общечеловечностью» Эриксон понимает способность человека интересоваться судьбами людей за пределами семейного круга, задумываться над жизнью грядущих поколений, формами будущего общества и устройством будущего мира. Кризис «продуктивность — инертность» преодолевается либо через заботу о будущих поколениях, вклад в развитие общества и культуры, формирование чувства ответственности за будущее человечества, либо через погружение в состояние поглощенности собой, при котором основным предметом заботы являются личные потребности и удобства. Последнее ведет, в результате, к появлению чувства безнадежности и бессмысленности жизни;
  8. восьмая стадия — стадия поздней зрелости — длится от 65 лет до смерти. Это время, когда люди оглядываются назад и пересматривают свои жизненные решения, вспоминают о своих достижениях и неудачах. Этот период знаменует начало старости, когда человека одолевают многочисленные нужды: приходится приспосабливаться к тому, что убывает физическая сила и ухудшается здоровье, к уединенному образу жизни и более скромному материальному положению, к смерти супруга и близких людей. В это время фокус внимания человека от забот о будущем сдвигается к прошлому опыту. Кризис «эго-интеграция — отчаяние», с одной стороны, может привести к тому, что человек оглядывает всю свою прошлую жизнь и приходит к чувству удовлетворенности прожитым, мудрости, осознанию того, что он продолжает себя в своих потомках и делах; с другой стороны, человек может увидеть свою жизнь как череду нереализованных возможностей и ошибок. В последнем случае, по словам Эриксона, судьба не принимается как остов жизни, а смерть — как последняя ее граница. Недостаток или отсутствие интеграции проявляется у этих людей в скрытом страхе смерти, раздражительности и негодовании на внешний мир. Психическому здоровью пожилых людей, по наблюдениям Эриксона, способствует участие в таких видах деятельности, как: воспитание внуков, общественная деятельность, оздоровительные физкультурные программы.

Таким образом, представители неопсихоанализа, сохранив базовые положения классического психоанализа, показали значение социальных факторов в психической жизни человека. Однако при этом были сохранены базовые положения классического психоанализа: 1) мышление, чувства, побуждения и поведение человека детерминированы бессознательными, внутрипсихическими силами; 2) эти силы, будучи глубоко скрыты в человеческой психике, недоступны для сознания; 3) им, однако, удается проникнуть в сознание, но только в замаскированном, символическом виде; 4) технические приемы, открытые 3. Фрейдом (свободные ассоциации, толкование сновидений, анализ переносов и др.), представляют не что иное, как те основные средства, с помощью которых удается схватить материал бессознательного и расшифровать его, в результате чего становится возможным довести бессознательные силы до сознания; 5) сознательное «Я» всеми силами оказывает сопротивление этим попыткам; 6) только благодаря длительному и болезненному процессу удается преодолеть сопротивление и раскрыть бессознательные мотивы; 7) как излечение от невроза, так и изменение характера зависят от возможности превращения бессознательного в сознательное.

От content

Ads Blocker Image Powered by Code Help Pro

Обнаружен блокировщик рекламы! Пожалуйста, обратите внимание на эту информацию.

We\'ve detected that you are using AdBlock or some other adblocking software which is preventing the page from fully loading.

У нас нет баннеров, флэшей, анимации, отвратительных звуков или всплывающих объявлений. Мы не реализовываем эти типы надоедливых объявлений! Нам нужны деньги для обслуживания сайта, и почти все они приходят от нашей интернет-рекламы.

Пожалуйста, добавьте tehnar.info к вашему белому списку блокирования объявлений или отключите программное обеспечение, блокирующее рекламу.

Powered By
100% Free SEO Tools - Tool Kits PRO