Чт. Июл 25th, 2024

Появление психологии как самостоятельной науки связывают с именем Вильгельма Вувдта (1832- 1920), немецкого психолога. Он же является одним из первых и наиболее известных разработчиков программы развития психологии как самостоятельной науки.

В своих первых трудах «Учение о мышечных движениях» (1858) и «Материалы к теории чувственного восприятия» (1858-1862) важное значение Вундт придавал рефлексу, при этом механизм рефлекса распространялся и на восприятие. В 1863 году появляются «Лекции о душе человека и животных», в которых намечается программа построения психологической науки на основе двух методов: экспериментального и культурно-исторического. В 1874 году выходят в свет «Основания физиологической психологии» — труд, ставший точкой отсчета в выделении психологии в самостоятельную науку.

Основные идеи и достижения Вундта:

  • считал, что объектом психологии должны стать процессы, доступные и внешнему и внутреннему наблюдению, т.е. имеющие как физиологическую, так и психологическую сторону. Поэтому они должны изучаться наукой, объединяющей в себе методы физиологии и методы психологии. Такой наукой, по мнению Вундта, должна была стать физиологическая психология (фактически же речь шла об экспериментальной психологии);
  • предметом новой психологии объявляется непосредственный опыт, т.е. субъективно воспринимаемый. Однако, в отличие от предшествующей психологии Вундт говорит об экспериментально организованном, точно фиксируемом непосредственном опыте;
  • главное внимание в ходе экспериментальных исследований уделяется самонаблюдению и самоотчету испытуемого, которые должны строго фиксироваться экспериментатором: «Задача эксперимента заключается в том, чтобы сделать возможным точное самонаблюдение». Речь шла об объективной фиксации субъективного опыта человека. Это было революционным событием в развитии психологии;
  • в экспериментах Вундта и его учеников изучались в основном такие явления субъективного мира человека, как ощущения, представления, чувствования, время реакции, ассоциации, сознание, внимание, память;
  • любой опыт распадается на два составляющих его фактора: данное нам содержание и наше восприятие этого содержания;
  • началом всей психической жизни человека является апперцепция — «особая психическая причинность», «внутренняя психическая сила», детерминирующая поведение человека;
  • апперцепция равна воле (данный подход был назван квазидетерминизмом);
  • к элементарным, первичным психическим явлениям Вундт относил ощущения, из которых возникают сложные образования по законам ассоциации (данный подход был назван структурализмом);
  • в отличие от апперцепции ассоциации рассматриваются Вундтом как пассивный процесс;
  • все психическое — это непрестанная смена явлений (т.е. психическое рассматривается как процесс);
  • психические явления развиваются одновременно с физиологическими, но по своим законам (подход к решению вопроса о соотношение физиологического и психического с точки зрения психофизиологического параллелизма);
  • наряду с физиологической психологией Вундт выделял психологию народов; эта часть психологии изучает объективные продукты человеческого духа и общения множества людей: язык, мифы, обычаи; Вундт посвятил этой проблеме 10-томный труд «Психология народов», первый том которого был издан в 1900 году. (В настоящее время эти проблемы изучает этнопсихология);

Вундт организовал первую в мире лаборатории экспериментальной психологии в Лейпцигском университете (1879); через два года эта лаборатория была преобразована в Институт экспериментальной психологии, который затем становится международной психологической школой, где прошли обучение такие видные впоследствии психологи как Э.Крепелин, О. Кюльпе (Германия), Э. Титченер (Англия), Д. Кеттел, С. Холл (США), В.М. Бехтерев, В.Ф. Чиж, Н.Н. Ланге (Россия). Вундтом был основан второй в мире психологический журнал — «Философские исследования», выходивший с 1881 года и переименованный позднее в «Психологические исследования» (первый журнал был создан А. Бэном в 1876 г. и назывался «Mind»); объем литературного наследия Вундта оценивается в 53 тысячи страниц, что соответствует ежедневному написанию трех страниц в течение сорока девяти лет.

Некоторые результаты экспериментальных исследований Вундта:

  • Вундт предложил рассматривать психофизический закон Фехнера с психологической точки зрения;
  • если у Фехнера интенсивность ощущения зависит от величины раздражения, то у Вундта — от психологического суждения об этом ощущении (так, для миллионера одна марка ничего не значит, а для рабочего это ощутимая прибавка к жалованию);
  • с помощью метронома Вундт определил объем сознания человека; оказалось, что человек в состоянии осознавать ряд из 16 отдельных ударов метронома или из 8 двойных; большее количество не осознается или искажается;
  • Вундт экспериментально показал, что наши впечатления со временем погружаются под порог сознания, а при воспоминании поднимаются над порогом;
  • все воспринимаемые содержания, по Вундту, входят в зрительное поле сознания, которое тускнеет по направлению к периферии, а достигает наибольшей яркости в фиксационной точке сознания;
  • часть зрительного поля, лежащего в непосредственной близости от фиксационной точки сознания Вундт назвал полем внимания;
  • экспериментальным путем Вундт установил, что объем внимания нормального человека равен шести единицам (он предъявил на очень короткое время разбросанные в случайном порядке буквы).

Взгляды Вундта на американском континенте нашли отражение в структурной психологии, основателем которой явился Эдвард Титченер (1867-1927).

Другим ученым, с именем которого связывают разработку программы развития психологии как самостоятельной науки, был австрийский философ и психолог Франц Брентано (1838-1917).
Основные труды: «Психология с эмпирической точки зрения» (1874), «О происхождении нравственного познания» (1889), «Четыре фазы философии» (1895).
В отличие от Вундта Брентано выступает против:

  • изучения содержания сознания;
  • использования измерения в психологии как основного метода;
  • аналитической интроспекции.

Остановимся более подробно на возражениях Брентано.

  • «Я понимаю под представлениями не то, что представляется, — писал Брентано, — но акт представления». Другими словами, предметом психологии являются психические акты — акт видения, слышания, суждения и т.п., а не непосредственный опыт, как у Вундта. Если человек говорит: «Я вижу красный свет», то по Вундту психолог должен изучать ощущение красного света, а по Брентано — сам акт видения. Содержание сознания (т.е. красный свет) он считал физическим феноменом. Такой подход уходит корнями к взглядам Аристотеля, который считал душу функцией (или совокупностью функций) живого тела, а содержание души раскрывал через описание различных способов реализации этих функций (данный подход был назван структурализмом ).
  • Брентано считал, что необходимо изучать сознание непредвзято, целостно и непосредственно, а любые измерения, предлагаемые Вундтом, искажают внутреннее восприятие.
  • Брентано, также как и Вундт, выступал за интроспекцию (т.е. самонаблюдение). Различие состояло лишь в том, что Вундт экспериментально организовывал процесс самонаблюдения (так называемая аналитическая интроспекция) и изучал содержание сознания, а Брентано отдавал предпочтение спонтанности и изучал процессы сознания, а не его содержания (т.е. интроспекция в классическом варианте, не очень эффективном, но не упускающем неповторимые тонкости). Брентано, также как и Аристотель, признавал активность сознания. Он считал, что акты сознания изначально направлены на свой предмет или интен- циональны (взгляд, близкий к идее Аристотеля об изначальной целенаправленности души); но предметы, по Брентано, не обладают реальным бытием, они идеально представлены в душе (субъективный идеализм), т.е. весь предметный мир представлен идеально в душе человека; все духовные акты Брентано делит на акты представления, акты суждения и акты чувства; модификацией акта представления являются акты восприятия, акты воображения и акты понимания. Все начинается и основывается на представлении. В представлении предмет презентируется сознанию; суждение позволяет сделать вывод об истинности объекта;. чувство — это отношение к объекту как к добру или злу; модификацией актов чувств являются желание и воля; выделяемые Брентано психические акты существуют неразрывно, в единстве; сознание, по Брентано, напоминает постоянно меняющуюся реку; эту реку образуют все психические акты, следуя, как волны.

Идеи Брентано об активности, предметности (хотя и идеальной), целенаправленности и целостности актов сознания оказали влияние на австрийскую, американскую, немецкую и английскую психологию. Психология акта Брентано получила активное развитие в одном из направлений психологии — функционализме, который связан с именем американского психолога и философа Вильяма Джеймса (1842-1910).

Разработка программы психологических исследований в России принадлежит Ивану Михайловичу Сеченову (1829-1905), русскому врачу, физиологу, естествоиспытателю.
Основные работы Сеченова: психофизиологический трактат «Рефлексы головного мозга» (журнал «Медицинский вестник», 1863), «Физиология нервной системы» (1866), «Физиология органов чувств» (1867), статья «Кому и как разрабатывать психологию?» (1873), «Элементы мысли» (1878).
Работа «Рефлексы головного мозга» произвела большое впечатление на современников Сеченова. В ней автор обосновывает рефлекторную концепцию психической деятельности человека и стремится показать физиологическую основу психических явлений. Схема психического процесса, по Сеченову, аналогична схеме рефлекса:
Внешнее —>передача->центральная ->передача
воздействие в мозг деятельность к мышцам
ответная деятелность движения в форме * речи
поступка

Первичным является воздействие извне, которое воспринимается органами чувств. Психическая жизнь без внешних стимулов невозможна. Эта идея подтверждается тем, что люди, лишенные почти всех чувств, круглые сутки спят и пробуждаются только при прикосновении к их «чувствующему нерву». Сеченов указывает на то, что в объяснении психики нужно исходить не из психики: представления, память, воображение, мышление — это продукты рефлекторной деятельности нервной системы. Источник развития психики человека — в его взаимодействии с окружающим миром. Вся психическая жизнь, по Сеченову, детерминирована, а первопричиной является внешнее воздействие; лишь вторая, третья и т.д. — причины являются «внутренними». В качестве детерминант выступает и прошлый опыт человека, его привычки. На основе изучения физиологии головного мозга лягушки Сеченов приходит к открытию центрального торможения. (Торможения двигательной активности лягушки Сеченов достигал с помощью воздействия на их головной мозг в области таламуса поваренной солью). Этому открытию Сеченов придал большое значение: он увидел в нем физиологическую основу воли человека. Мысль первоначально объяснялась Сеченовым как «две трети рефлекса», т.е. как рефлекс, не имеющий двигательного завершения. Впоследствии в работе «Элементы мысли» Сеченов определяет мысль уже как систему действий, строящуюся по типу «бессознательного вывода» (возможно, сказалось влияние учения Гельмгольца о бессознательных умозаключениях).

В качестве психической деятельности человека, по Сеченову, лежит «мозговая машина», имеющая несколько центральных придатков. Один из них — это тормозной центр, другой придаток усиливает движения и лежит в основе чувств и побуждений, третий — сохраняет следы прежних воздействий и лежит в основе памяти, четвертый — выполняет роль предупреждения («предуведомления») организма об угрожающих воздействиях.

В своей работе Сеченов выдвигает положения, объясняющие генезис формирования психических функций у ребенка и вообще у человека. Так, опыт использования колокольчика с реальным движением и звуком приводит в итоге к формированию мысли о звоне колокольчика.

Мысли, высказанные Сеченовым в работе «Рефлексы головного мозга», нашли широкое отражение в культурной жизни России. Считается, что прототипом доктора Кирсанова из романа Чернышевского «Что делать?» был Сеченов.

Произведение Сеченова вызвало полемику среди русской интеллигенции. С критикой его идей выступил писатель, юрист, философ Константин Дмитриевич Кавелин (1818-1885). Свою критику он изложил в книге «Задачи психологии» (1872).
Им были высказаны идеи в поддержку метода интроспекции, необходимости изучения психологии народов. Кавелин считал, что психология должна исходить из христианской этики и заниматься не абстрактными идеями, а изучением конкретной индивидуальной души, ее духовного мира, независимо от материального субстрата.

Работа Сеченова, изданная в виде отдельной книги, была к тому же запрещена цензурой, поскольку рассматривалась как материалистическая теория, приводящая человека, даже самого возвышенного, в состояние простой машины, лишенной всякого самосознания и свободной воли, действующее фаталистически, ниспровергает все понятия о нравственных обязанностях, о вменяемости преступлений, отнимает у наших поступков всякую заслугу и всякую ответственность». Книга Сеченова рассматривалась как «крайне опасная по своему влиянию на людей, не имеющих твердо установленных убеждений».

Ответом на критику Кавелина была статья Сеченова «Кому и как разрабатывать психологию?» (1873). В ней он утверждает, что «научная психология по всему своему содержанию не может быть ничем иным, как рядом учений о происхождении психических деятельностей».

По мнению Сеченова психология должна изучать:

  •  историю развития ощущений, представлений, мысли, чувства и пр.;
  • способы сочетания всех этих видов и родов психической деятельности друг с другом со всеми последствиями такого сочетания;
  • условия, воспроизведения психических деятельностей.

Другими словами, предмет психологии — это порождение, сочетание и воспроизведение психических деятельностей. Слово «деятельность» используется здесь по аналогии с сердечной деятельностью, деятельностью печени и т.д. (т.е. не в современном ее понимании). Объяснить происхождение психической деятельности — значит, показать протекание психического акта: его начало, центральную фазу и конец.

Сеченов предлагал следить исторически за ходом развития человека с его появления на свет, описывая последовательно главные фазы развития и их взаимосвязь.
Основы будущего развития ребенка он видел в его «реальных встречах» с окружающим миром. В своей работе Сеченов высказывает мысль о влиянии на ход психического развития накопленных знаний, указывает на активность чувственного познания, требует не только описывать психические явления, но и искать их «подкладку», т.е. причины.

Концепция Сеченова базируется на признании единства, но не тождества психических и физиологических процессов (материалистический монизм). Сеченов обращает внимание на ошибочность отождествления психики с сознанием. В основе поведения человека Сеченов видел согласование действия с чувствованием. При этом Сеченов распространяет принципы обратной связи на саморегуляцию поведения человека во внешней среде. Обратная информация, по Сеченову, поступает в мозг не только из внешней среды, но и из мышечной системы.
Сеченов считал, что психология должна быть естественной наукой, поэтому он предлагал ее разрабатывать не философам, а физиологам (психологов в то время в России еще не было).

Сеченова считают в России родоначальником объективного и генетического подходов к изучению психических явлений. Ему принадлежит описание последовательности испытании, которые впоследствии назовут «ассоциативным экспериментом».

В то же время Сеченов не считал возможным изучать психологию народов по культурным памятникам, верил в возможность создания в будущем людей — «рыцарей», которые будут совершать добро с закономерностью зрачкового рефлекса на свет.

От content