Первый модус «созерцательно-защитный» связан со стремлением личности (осознанным или неосознанным) сохранить определенной эмоциональное равновесие. У такого человека не возникает потребности в переструктурировании жизненных целей, при изменении жизненной ситуации. Смысложизненные ценности не отражают адекватно сложившихся ситуаций, что затрудняет осмысление настоящего в качестве интегрирующей системы с прошлым при значимой роли будущего. Но это не исключает полностью временной интегрированности, которая отражает прежний (пассивный) способ поддержания жизненных сил.
Созерцательно-защитный тип ЛВ связан с тем, что у человека возникают потребности в новом осмыслении времени жизни, реализация которого может вызвать личностный кризис, отражающий неспособность совладать в ситуациях жизненных перемен.
Это формирует особую (с низкими порогами) чувствительность к любым изменениям социальных и личностных ситуаций, реакция на которые выражается в плане повышения тревожности, других негативных эмоциональных состояний, уходу от проблем.
Агрессивно-защитный тип ЛВ — также связан со стремлением личности сохранить эмоциональную стабильность, но другим путем — усилением внешней поведенческой активности, агрессивности, хотя наблюдаются разные уровни жизнедеятельности, но механизмы их идентичны, за исключением знака реакции. Прошлое — настоящее — будущее «развивается» в сознании индивида с доминированием роли настоящего, практического отрицания прошлого. Линия жизни — активная, часто без особого выбора средств осуществления жизненных целей. Возможен и другой вариант — активность проявляется не в действиях (разной интенсивности и социальной ценности), а в «обсуждении» проблем с признаками гнева, применения силы, беспринципности, с проявлением агрессивности как в поведении, так и в рассуждениях о нем.
Третий — конструктивный тип ЛВ является активным и направлен на выбор нового способа проявления социальной субъектности и поддерживания жизненных сил в новых условиях. Эта тенденция также характерна для людей с определенной индивидуальностью. У таких людей отмечается единая линия жизни, адекватно оценивается роль прошлого, настоящего и будущего, это дает возможность мобилизации личностных ресурсов, осмысления реальных условий. Центральным звеном является поиск и обретение новых жизненных целей и смыслов, попытки изменить обстановку к лучшему. Можно полагать, что люди с таким модусом будут активно искать, (контруировать), выбирать разные способы поведения. Кроме отмеченных оснований, характеризующих психологический компонент жизненных сил человека, персонально они проявляют как совокупность индивидуальной и социальной субъектности.
Индивидуальная субъективность
В содержание понятия индивидуальная субъектность включается совокупность индивидных, индивидуальных, потребностно-мотивационных свойств личности, что позволяет описывать своеобразные, неповторимые, уникальные характеристики человека: анатомофизиологические, психофизиологические, психоэндокринологические, психологические, социальные. Они проявляются в многообразии индивидуальных составляющих, их границ, играя немаловажгую роль в формировании адаптивного поведения человека и адаптивности как свойств его личности.
Социальная субъектность рассматривается как способность индивида к решению общественно значимых задач, достижению социальных целей, к эффективному использованию в своих целях социально-организационных мер, общественных институтов.
Осмысление проявлений социальной и индивидуальной субъектности во всех основных сферах жизни людей позволяет подвергнуть психологическому анализу обстоятельства индивидуальной и социальной жизни личности, условия ее осуществления в настоящем времени, развития в прошлом, прогнозирования в будущем. Такой подход дает возможность исследовать деятельность самых разнообразных субъектов — от индивида до социального института.
Уровни субъектных проявлений личности как показатели психического здоровья
Мы полагаем, что психологический контекст социальной субъектности человека следует рассматривать, по крайней мере, на двух уровнях.
Первый уровень социальной субъектности представлен
- потребностями,
- ролями,
- ценностями,
- нормами,
- отношениями,
- конструктами.
Второй — это
- смыслы,
- свобода,
- ответственность,
- рефлексии,
- составляющие духовность и основу судьбы личности.
Представление уровней субъективности человека по потребностям
Становление субъектности человека начинается с формирования его потребностей. Ранее отмечалась роль потребностей в становлении субъектности. Особо значимы высшие потребности человека — потребности в самоактуализации (по терминологии А. Маслоу).
Важно сказать и еще об одной классификации потребностей, которая предложена американским психологом С. Мадди. Он ведет речь о психических потребностях — потребностях в суждении, воображении и символизации. Мадди показал, что ослабление психологических потребностей приводит к снижению субъектных проявлений, т.к. человек рассматривает сам себя с позиции совокупности биологических нужд и социальных ролей и ведет себя как объект социальных действий. Если же преобладает психологическая детерминанта, человек выходит за пределы биологического и социального благодаря суждению, воображению и символизации и строит не только картину мира, каков он есть, но и картину желательного и картины других миров. Это дает личности возможность обретать целостность прошлого, настоящего и будущего, приобретать и оценивать смысл любого действия, внешнего обстоятельства, а значит сохранять и укреплять психологическое здоровье.
Представление уровней субъективности человека по ролям
Определим те основания, которые имеются ввиду при использовании понятий, описывающих психологический компонент социальной субъектности, которые и были указаны выше. Так, понятие «социальная роль» предполагает определенный способ поведения индивида в конкретной ситуации и формирует ожидания окружающих. Социальные роли содержат и типический, и индивидуальный компоненты.
Основой, на которой формируются роли, являются социальные нормы ограничители, задающие конкретные положения, которым нужно следовать.
Социологи и психологи ведут речь о разных типах ролей. Среди них можно выделить конвенциональные и неформальные роли. Первые — это шаблоны, стандарты, которым должен жестко следовать любой человек, попавший в данную ситуацию. Примером конвенциональных ролей, являются профессиональные роли (учителя, милиционеры, управленцы), роли пассажира, покупателя, семейные роли и др. В отличие от конвенциональных, неформальные роли, хотя и связаны с некоторыми устойчивыми правилами, ожиданиями определенного поведения, но не являются жестко закрепленными. Они вариативны и зависят от индивидуальных особенностей человека, выполняющего эту роль. Например, конвенциональная роль студента может быть дополнена неформальной ролью прилежного студента, талантливого, думающего студента.
Таким образом, конвенциональные роли более типизируют поведение человека, а неформальные делают простор субъектным проявлениям.
В отдельных социальных сообществах существует строгая структура и иерархия ролей не только конвенциональных, но и неформальных. Особенно жесткой она является в преступных, коррумпированных, мафиозных сообществах. Каждая роль осваивается и содержательно, и технологически. Последний аспект в научной литературе получил название самопрезентации или самопредъявления.
Подробней см. ГригорьевС.И., ДеминаЛ.Д. Профессиональный психолог в регионе экологического неблагополучия. Барнаул, 1996.
Представление уровней субъективности человека по ценностям и нормам и смыслам
Важными психологическими составляющими субъектности являются ее ценности и смыслы.
Через личностные ценности внутренний мир человека связывается с жизнедеятельностью общества и отдельных социальных групп — всем им присуща направленность на определенные ценности. Превращение общественной ценности в личностную возможно при условии непосредственного включения индивида в практическую реализацию этой общей ценности, принятие ее как своей собственной.
Личностные ценности — это представление о должном, задающее направление жизнедеятельности и выступающее источником смысла. Именно об этом писал В. Франкл, отмечая, что механизм смысловой регуляции образует ядро внутреннего мира человека.
В отечественной психологии (А.Н. Леонтьев) развивается положение о том, что личностные смыслы — это те формы и способы, которые занимают центральное место в формировании отношений человека. Они являются стержнем жизнедеятельности, наполняясь ценностным содержанием и определяют линии развития смысловой сферы, создают «смысловое поле» для становления и проявления субъектности.
Таким образом, во внутреннем мире человека потребности отражаются в форме желаний и стремлений, а личностные ценности — в форме идеалов, интересов, смыслов. Личностные ценности в связи с тем, что они ограничиваются конкретной ситуацией, переживаются как групповые, формируя систему отношений личности.