Вт. Дек 10th, 2024

Остановимся коротко на австрийской школе психологии. Ученик Брентано, философ и психолог Алексиус фон Мейнонг (1853-1920) создал в 1894 году в Австрии первую экспериментальную психологическую лабораторию при Грацком университете.

Мейнонг развивает идею Брентано об активности восприятия человека Так, восприятие мелодии, по Мейнонгу, возможно только благодаря тому, что человек совершает акт «установления отношений между звуками». Таким образом, в сознании возникает качественно новое представление, отличное от первоначальных представлений звуков. Мейнонг делает вывод о том, что восприятие человека не есть зеркальное отражение физической реальности, а есть результат специальной «целостнообразующей духовной деятельности». Фактически он дополняет теорию актов Брентано изучением содержательной стороны актов сознания. При этом экспериментально проверялись идеи Брентано о целостности сознания.
Теория Мейнонга получила название «теории предметов». Ученики Мейнонга — Стефан Витасек и Витторио Бенусси — использовали для доказательства существования «продуктивного» духовного акта оптико-геометрические иллюзии.

Оказалось, что в зависимости от установки субъекта иллюзии возникают или не возникают. Наличие «синтезирующей» установки способствует возникновению иллюзий, а наличие «аналитической» установки препятствует возникновению иллюзий. При этом установка может не осознаваться субъектом.

Были также изучены явления амузии при поражениях головного мозга, когда человек вместо мелодии слышит какофонию (или бессмысленное сочетание) звуков (сумму звуков, а не мелодию). Это явление подтверждало вывод о том, что существует активность сознания, направленная на создание новых, целостных структур, не сводимых к первоначальным элементам содержания.

Другой представитель австрийской школы — психолог Христиан фон Эренфельс (1859-1932). В 1890 году он опубликовал работу «О гештальт-качествах», в которой обосновывается положение о том, что активность сознания создает целостную структуру — «Gestalt». Так, при изменении тональности мелодии звуки меняются, а мелодия сохраняется. Из этого факта Эренфельс делает вывод, что мелодия как целостная структура в определенной степени не зависит от входящих в нее звуков, так как является качественно новым порождением сознания. Исследования Эренфельса эмпирически подтверждали концепцию Брентано об актах сознания и целостности актов сознания.

Положения австрийской школы о порождении новых гештальт-качеств из исходных элементов было впоследствии подвергнуто критике гештальт-психологами.

От content