Чт. Ноя 21st, 2024

Наибольшего расцвета древнегреческая философия достигла в учениях Сократа, Платона и Аристотеля. Эти учения имеют большое значение для развития мировой психологической мысли.

Учение Сократа (470/ 469-399 гг. до н.э.) рассматривается как поворот от натурфилософии к идеализму.
Сократ родился в семье каменотеса и повитухи и получил надлежащее образование. Жил и учил в Афинах, где его слушали многие ученики: Платон, Антисфен, Аристип, Евклид из Мегары. Об учении Сократа судят на основании свидетельств Платона и Аристотеля.
Основные психологически значимые положения его учения:

  • цель философии — самопознание как путь к постижению истинного блага; физическая природа вещей непознаваема;
  • человек может познать только себя самого («Познай самого себя»);
  • цель знания — искусство жить;
  • знание есть понятие об общем;
  • есть одно добро — знание, и одно зло — невежество;
  • истинная нравственность — это то, что прекрасно, что способствует жизненному счастью;
  • существуют три основные добродетели: а) умеренность — знание, как обуздывать страсти, б) храбрость — знание, как преодолевать опасности, в) справедливость — знание, как соблюдать законы божественные и человеческие;
  • изобрел искусство майевтики, т.е. способ отыскания истины путем диалога, в процессе которого раскрываются противоречия в знаниях человека;
  • это вызывает беспокойство, что, в свою очередь, приводит к поиску истины (родовспомогательное искусство);
  • — актуально сегодня;
  • рассматривал душу как часть универсальной, бессмертной мировой души, которая соединяется с телом;
  • душа человека определяет его поступки, т.е. поведение человека подчинено выбранной им цели (доказал это ценой собственной смерти);
  • знание относительно (высказывание Сократа: «Я знаю, что я ничего не знаю»);
  • человек познает мир через припоминание, т.е. в человеке живут мнения о том, чего он не знает (в диалоге Платона «Менон» рассказывается, как Сократ доказал, что неграмотный юноша под его воздействием «вспомнил», а не выучил один из законов геометрии).

Платон (прозвище от Платюс — широкий, широкоплечий, подлинное имя Аристокл), (428/427- 348/347 гг. до н.э.), ученик Сократа в течение 8-9 лет, считается основателем объективного идеализма в европейской философии, автор свыше 34 философских диалогов. Его основные воззрения отражены в трактате «Государство», и диалогах «Федон», «Пир», «Софист». «Парменон», «Менон», «Филет».
Основные психологически значимые идеи учения Платона:

  • считал идеи вечными и неизменными прообразами вещей;
  • познание есть воспоминание души об идеях, которые она созерцала до ее соединения с телом;
  • любовь к идее — побудительная причина духовного восхождения; активно развивал диалектику как метод познания;
  • космос — это живое существо, наделенное разумом (панпсихизм);
  • Бог осуществляется в материи, а из нее творится тело;
  • структура мировой души состоит из чисел (влияние Пифагора);
  • мировая душа выполняет две функции — движения и познания;
  • космическое знание выражается в слове;
  • душа есть «посредующее начало» между миром идей и вещей;
  • тело смертно и является временным вместилищем души;
  • разумная высшая часть души помещается в голове, средняя — в груди, низшая — в брюшной полости;
  • высшая и средняя часть души связывается через диафрагму;
  • индивидуальная душа — часть мировой души и властвует телом;
  • душа соответствует определенному разряду человека;
  • душа имеет два начала: «логистикой» (или разумное начало) и «алогон» (или неразумное начало);
  • первое — познает, второе — влюбляется, испытывает жажду и т.д.;
  • уподобляет душу колеснице, запряженной двумя конями: черный конь — вожделеющая душа — не слушает приказов и нуждается в постоянной узде;
  • белый конь — страстная душа — благородный, хотя также нуждается в присмотре. Возница же — разумная часть души — ищет правильный путь и направляет по нему колесницу (идея, нашедшая отражение в психоанализе);
  • верил в переселение душ;
  • в диалоге «Пир» рассматриваются две формы любви: низшая, телесная, и высшая (любовь к прекрасному);
  • противоречие между этими формами любви движет миром;
  • удовольствия человека бывают низшие (или связанные с физическими потребностями) и высшие (или связанные с эстетическими и познавательными потребностями);
  • знания не выводятся из опыта, душа уже содержит знания в себе самой;
  • знание — это припоминание;
  • описал чувства, в которых удовольствие смешано со страданием: гнев, страх, желание, печаль, любовь, ревность;
  • описал особенности зрения, обоняния, осязания, слуха;
  • разработал концепцию идеального государства;
  • граждане в государстве должны делиться на тех, кто управляет (философы), кто его охраняет (воины) и тех, кто работает (крестьяне и ремесленники);
  • признавал примат государства над личностью;
  • классифицировал виды знания: а) знание совершенно достоверное (знание идей, получаемое до вселения души в тело), б) знание близкое к достоверному (знание чисел и основанных на них наук), в)    знание мнимое (опирающееся на чувственное восприятие), г) знание материи (знание, получаемое путем отрицания истинного знания, т.к. материя — не идея, она неконкретна, не постигается чувствами); о душе надо заботиться во все времена, т.к. она бессмертна.

Аристотель (384-322 гг. до н.э.) — древнегреческий философ, учился в Афинах у Платона. Уроженец Ста- гиры (Северная Греция), сын медика при македонском царе. Создатель психологической системы, интегрировавшей достижения античной мысли. Принципы и главные понятия этой системы изложены в трактате «О душе», а также в сочинениях: «О возникновении животных», «Этика», «Риторика», «Метафизика», «Органон» и др. Воспитатель Александра Македонского. В 335 г. им был основан Ликей или Перипатетическая школа.
Основные психологически значимые идеи учения Аристотеля:
О душе: доказывал мысль о единстве души и ее неразделимости с телом;

  • душу считал формой живого тела, целью его существования и причиной всех его действий. По словам Аристотеля, если бы глаз был живым существом, душой его было бы зрение;
  • носителем души является особое органическое вещество — пневма, которая вырабатывается в крови;
  • орган души — сердце;
  • мозг выполняет вспомогательную функцию: в нем кровь лишь охлаждается до нужной нормы;
  • существуют два начала души: 1) душа как энтелехия тела, т.е. суть и причина всех его действий, душа как проявление божественной сущности, привносимой в тело извне; первая — смертна, вторая — бессмертна; выделял три ступени развития души — растительную, животную и человеческую.
  • О познании: начало познания образует способность ощущения; для актуализации чувственных образов вещей необходимо, чтобы тело обладало двумя специальными устройствами: органами чувств и центральным органом — «чувствилищем»; благодаря «чувствилищу»: а) познаются качества, которые косвенно воспринимаются нами при каждом ощущении: движение, покой, фигура, величина, число, единство; б) происходит различение ощущений и их объединение в образ предмета; процесс ощущения — это процесс уподобления воспринимаемому объекту.
  • Первичен предмет, вторично его ощущений, сравниваемое Аристотелем с оттиском; но оттиск возможен благодаря деятельности сенсорной души;
  • объясняя процессы памяти, воображения, он развил идею о механизме, который позднее получил название «ассоциация». Так, Аристотель описал соединения (или ассоциации) телесных процессов по сходству, смежности и контрасту;
  • физиологический механизм этих соединений (или ассоциаций) представляется так: душа обладает способностью восстанавливать в органах чувств в том же порядке в уменьшенном объеме следы прежних движений, впечатлений.
  • О мышлении: характеризуя процесс мышления, Аристотель вводит понятие «нус» как особую форму интеллектуальной активности, привносимой в психофизическую организацию человека извне в виде «божественного разума»;
  • разграничивал теоретический и практический разум; принципом такого разграничения послужило различие между функциями мышления. Если результатом теоретического мышления является накопление знаний, то практическое мышление направлено на руководство поведением.
  • О чувствах: чувства делятся на: а) удовольствия, характеризующиеся беспрепятственным протеканием душевных и телесных функций, и б) неудовольствия, характеризующиеся нарушением этих функций;
  • чувства находятся в тесной связи с деятельностью и поведением, которые они сопровождают, и являются их источниками;
  • организм стремится повторить действия, вызвавшие удовольствие, в силу чего чувство выступает как фактор научения;
  • каждой ситуации соответствует определенная (правильная) аффективная реакция, связанная с поступком. Человек поступает дурно, когда эта реакция избыточна или недостаточна. Оптимальный способ поведения (и аффективного реагирования) вырабатывается опытом. Благодаря поступкам формируется характер;
  • исследуя проблему борьбы с аффектом (что необходимо для обретения свободы и разумности поведения), Аристотель пришел к важному выводу о роли катарсиса (очищения). Он писал, что аффект нельзя победить в том случае, если он уже наступил, но можно предупредить его, очиститься от аффекта, т.е. накопившегося эмоционального напряжения. Это очищение, разрядку можно вызвать специально, и роль искусства как раз и заключается в подобном катарсисе.
  • О воле: все действия человека Аристотель делит на произвольные и непроизвольные, т.е. осуществляемые по желанию человека и без учета его желания; волевые действия — это произвольные действия по разумному стремлению, являющиеся результатом тщательного взвешивания мотивов («делиберация»); по существу воля характеризуется Аристотелем как процесс, имеющий общественную природу: принятие решения человеком связано с пониманием им своих общественных обязанностей.

Дальнейшее развитие психологии связано с эпохой эллинизма и Древнего Рима.

От content