Пн. Мар 4th, 2024

XVII в. ознаменован не только изменениями в социально-политической жизни европейских народов, ломки феодальных устоев, но и появлением работ, авторы которых пытались объяснить природу и причины психических явлений с точки зрения естественнонаучного подхода.

К наиболее видным мыслителям XVII в., труды которых имеют значение для психологии, можно отнести Рене Декарта, Бенедикта Спинозу, Томаса Гоббса, Джона Локка и Готфрида Лейбница.

Рене Декарт (1596-1650), французский философ, физик, математик и физиолог. Его основные сочинения: «Правила для руководства ума», «Начала философии», «Страсти души», «О человеке». С детства над Декартом висела угроза смерти от туберкулеза, что, несомненно, повлияло на образ его мышления. Как личность его характеризует жизненный эпизод, связанный с отказом от женитьбы: своей невесте он заявил, что невозможно найти красоту, сравнимую с красотой Истины.
Основные психологически значимые идеи Декарта: с его именем связано начало развития психологии в рамках учений о сознании; организм человека работает подобно механической системе, «нервной машине»: внешние предметы действуют на окончания нервных нитей, которые находятся внутри нервных трубок; нити натягиваются, открывают клапаны, соединяющие мозг с нервами; через эти клапаны из мозга поступают «животные духи»; эти «духи» раздувают мышцы, которые должны отреагировать. Фактически, Декарт описал прообраз открытой впоследствии рефлекторной дуги как одного из механизмов психофизиологии движений; главным признаком и способностью души является мышление: «Я мыслю, следовательно, я существую» (cogito ergo sum); фактически вся психика приравнивается к сознанию, а точнее к мышлению. Декарт выделял активные и страдательные состояния души (страсти души), подразумевая под этим то, что в современной психологии называется формами познавательной активности; был сторонником мнения о наличии у человека врожденных идей; душа и тело рассматриваются как самостоятельные субстанции: душа подчиняется одним законам, тело — другим, но при этом они влияют друг на друга. Эти положения были названы картезианским дуализмом (на латыни имя Декарта звучит как Кар- тезий) и рассматривались как один из вариантов решения вопроса о соотношении психического и телесного (т.е. психофизической проблемы); Декарт считал, что душа находится в шишковидной железе мозга — гипофизе; животные не обладают душой, а действуют как автоматы.

Другой видный представитель науки XVII в. — Бенедикт Спиноза (1632-1677), нидерландский философ-материалист. Его главное сочинение — «Этика».
Основные психологически значимые идеи Спинозы: субстанция тела и души едина, телесные и душевные процессы — это стороны одного явления; (еще один вариант трактовки соотношения телесного и психического — материальный монизм); считал природу вечной и бесконечной и отождествлял ее с Богом; выделил три рода познания окружающей действительности:

  • мнение и воображение (отражает образ вещи),
  • разум (отражает сущность вещи), интуиция (отражает образ и сущность вещи); как математик, выделил «три кирпичика», три основных элемента, лежащих в основе всего многообразия эмоциональных проявлений человека; это удовольствие и неудовольствие, а также идея какого — либо явления; многообразие всех элементов зависит от комбинации от трех причин: 1) образа (идеи) предмета, по отношению к которому человек испытывает чувства, 2) сопереживания схожих эмоций
  • сопереживания схожих эмоций и возникших на основе этого ассоциаций (взаимосвязи) одних эмоций с другими (так, любовь рассматривается как удовольствие, сопровождаемое идеей внешней причины; ревность — как ненависть к любимому предмету, соединенная с завистью или как колебание души, возникшее вместе и из любви и из ненависти, сопровождаемое идеей другого — того, кому завидуют); свободным является человек, овладевший своими эмоциями.
Спиноза считал, что сильную эмоцию может победить только другая, еще более сильная эмоция.

В XVII в. возникло направление в философии, получившее название эмпиризм, что в переводе с греческого означает опыт. Это направление философской и психологической мысли признавало чувственный опыт единственным источником знания. При этом различают материалистический эмпиризм и идеалистический эмпиризм. Первым признается, что источником чувственного опыта является объективно существующий внешний мир, второе направление ограничивает опыт только совокупностью ощущений и представлений, не имеющих ничего общего с объективной реальностью (какова объективная реальность — никто не знает).

Начало материалистическому эмпиризму в Англии положил Ф. Бэкон, дальнейшее развитие эти идеи получили в трудах Томаса Гоббса и Джона Локка.

Томас Гоббс (1588-1679), английский философ- материалист. Его основные труды: «Философские элементы учения о гражданине», «Левиафан», «Природа человека».
Основные психологически значимые идеи Гоббса: считал, что учение Декарта о двух субстанциях лишено смысла, как и выражение «бестелесное тело»; признавал одну субстанцию — материальную; все психические явления — лишь тени и следы (эпифеномены) телесных ощущений и представляют собой образы внешних объектов (например, мышление — это течение образов, связанных между собой); способности всех людей от рождения практически равны, различия возникают от условий жизни (природный ум) или благодаря обучению (благоприобретенный ум); приобретаемое человеком отличие в уме от других людей зависит еще и от силы страстей или активности человека, т.к. мысли — это «разведчики» путей удовлетворения наших желаний; не разделял мнения о божественной природе государства, считал, что оно должно строиться на основе общественного договора.

Джон Локк (1632-1704), философ, педагог, врач, экономист, автор труда «Опыт о человеческом разуме» (в некоторых источниках — «Опыт о человеческом разумении»).
Основные психологически значимые идеи Локка:

выступал против концепции врожденных идей Платона и Декарта; ребенок никогда не узнает, что 3 + 4 есть 7, пока не научится считать до семи и не узнает, что такое идея равенства чисел. Душа при рождении есть чистая доска (tabula rasa); считал, что нравственные принципы, как и идея Бога, появляются в процессе развития человечества. Для доказательства приводил в пример сохранившиеся в некоторых племенах аборигенов обычаи пожирать врагов, убивать старых родителей, пожирать собственных слабых детей;

все идеи человека возникают из опыта; опыт имеет два источника: внешний — «ощущения» и внутренний — «восприятие действий ума» (или «рефлексию»);

  • ощущения дают человеку простые идеи (например, «белый», «боль», «сладкий» и т.д.), а рефлексия — сложные (например, «сомнение», «вера», «любовь»);
  • сложные идеи возникают на основе операций сравнения, абстрагирования (т.е. выделение идей, повторяющихся во всех изучаемых объектах), обобщения простых идей или качеств; вводит понятие «ассоциации» как соединения идей;
  • считал, что ассоциации не основаны на разуме, и, следовательно, вредны для человека;
  • ассоциациями объяснял существующие у людей предрассудки и предубеждения;
  • все психические процессы невозможны без их осознания;
  • в эпоху жестокой борьбы между кальвинистами (приверженцами одной из ветвей протестантизма, основанной французом Жаном Кальвином) и католиками в Англии призывал к веротерпимости и защищал свободу совести.

Одним из оппонентов Локка являлся Готфрид Лейбниц (1646-1716), немецкий философ, математик, инженер и изобретатель; один из создателей теории дифференциального исчисления (разработал ее в 1684 г., за три года до Ньютона). Некоторое время Лейбниц был на службе у Петра I в должности тайного юстиц-советника, ему принадлежит проект организации в Санкт-Петербурге Академии наук. Остатки жизни провел в нищете, был объявлен безбожником, из-за чего после смерти его тело в течение месяца не было погребено.
Основные труды Лейбница: «Новые опыты о человеческом разуме» (в некоторых переводах — разумении), «Монадология», «Теодицея». Им были написаны 15 тысяч писем по научным вопросам.

«Новые опыты» по структуре соответствуют «Опытам» Локка, с которым Лейбниц вел дискуссию.
Основные идеи этого научного труда:

  • душа не может представлять собой чистую доску (tabula rasa), как считали Аристотель и Локк;
  • в душе от рождения есть некая предрасположенность, как в мраморе есть «прожилки», влияющие на действия скульптора;
  • под идеей изначальной предрасположенности души подразумевается, говоря современным языком, определенная генетически обусловленная предрасположенность человека к определенному развитию и поведению. Это положение так же отлично от учения Локка о природном равенстве людей;
  • душа — это экран из полотна со складками, она содержит в себе начала понятий и теорий, которые пробуждаются внешними объектами;
  • чувства не могут быть единственным источником знания (эмпиризм). Лейбниц дополняет выражение Локка «нет ничего в интеллекте, чего бы не было в чувствах» словами «кроме самого интеллекта»;
  • существует пассивное отражение окружающего мира (перцепция) и активное (апперцепция);
  • среди перцепций выделяет «малые перцепции» (то, что запечатлевается в душе, но не осознается сначала), где слово «малые» фактически означает «слабые», неосознаваемые, закладывая тем самым основы будущей теории бессознательного. Это положение также противоречит учению Локка, который не видел психических (душевных) явлений вне их осознания; мир вещей и людей — это мир уникальных и неповторимых воплощений духовных монад;
  • в каждой монаде заложен внутренний принцип развития (т.е. каждый человек есть уникум), при этом монада отражает весь мир (т.е. каждый человек микрокосмос — универсум);
  • все монады отражают мир, но монады, отличающиеся памятью, обладают еще и душой; таковы души животных (Локк в отличие от Лейбница не признавал души у животных);
  • отличие же человека от животных — в способности осознавать свои восприятия;
  • душа и тело действуют по своим законам (параллельно), а гармония между ними предустановлена Богом (высшей монадой, абсолютом).

Подход Лейбница к соотношению души и тела позднее получил название психофизического параллелизма.

От content