Чт. Дек 26th, 2024

Концепция жизненных сил человека своими корнями уходит к витализму, описанному Г. Дришем, К.Л. Тимирязевым, Г. Миэ; социодарвинизму (А. Смолл), вместе с тем отмечается и современное своеобразие понимания жизненных сил. Прежде всего обращение к жизненным силам человека (группы) нередко связано с попытками интерпретаций формирования картин мира социальными и персональными субъектами, своеобразие которых объясняется идеями существования генерирующих потоков, свойственных всем живым организмам.

В.И. Вернадский, Г.Е. Михайловский, Л.Н. Гумилев полагали, что генерирующие потоки имеют место во всех живых организмах и определяются метаболическими и временными особенностями, составляют основное свойство жизни. А.П. Левич (1996 г.), экстраполируя эту гипотезу на все живые организмы, в том числе и высшего уровня, предполагает наличие в них источников иерархических уровней жизни, сознания, пассионарности. Обращение к обсуждаемой проблеме содержится в работах А.И. Субетто по социогенетике (1994), Ч. Тойча по психогенетике (1995). В научной литературе категория «жизненные силы человека» коррелируют с понятием «жизненные стратегии личности» (К. Альбуханова-Славская, Т.Е. Резник, Ю.М. Резник), категориями психологии и социологии, ориентированными на прогнозирование и проектирование социального поведения личности в нетипичных ситуациях (Ж. Альмодавр, М. Бургос, Е.И. Голаваха, Л.Н. Коган, И.С. Кон, М.Я. Корнеев, А.А. Кроник, Н.Р. Наумова, Ю. Черноушек, Э.Н. Фаустова и др.). Такими категориями являются «события жизни», «жизненное ориентирование личности», «жизненное благополучие», «жизненный спех», «жизненная самореализация», «жизнеобеспечение», «жизненная среда», «жизнетворчество», «жизненные траектории», «жизненные ценности», «жизненные перспективы», «жизненный потенциал», «жизненная активность» и др.

Концепция жизненных сил человека

Под жизненными силами в нашем контексте понимается способность человека к воспроизводству и совершенствованию жизни, целостному жизнеосуществлению, обеспечиваемому индивидуальными и социальными средствами в условиях исторически конкретного жизненного пространства (С.И. Григорьев). Эта концепция отражает стремление преодолеть абстрактность и отчужденность от жизни конкретного человека, социального субъекта, их социальных отношений и действий. Попытка «оживить» человека и социальные отношения стала основой формирования необходимости усиления внимания к проблеме личностного компонента в социальной жизни как процессу воспроизводства жизни через удовлетворение низших и высших потребностей индивидов в условиях конкретного жизненного пространства.

Несомненно важным является положение о том, что основу осуществления социальной жизни составляют первичные социальные отношения владения, пользования, распоряжения, распределения, присвоения, потребления (М.Я. Бобров). Они рассматриваются как целостные социальные отношения, возникающие при сопряжении жизненных сил и жизненного пространства (С.И. Григорьев), имеют многоуровневые проявления и понимаются как взаимосвязи между субъектами общественной жизни, средствами воспроизводства и ее оптимизации. Это позволяет выделить социальные отношения в самостоятельную сферу и полагать, что именно они интегрируют материальную и духовную жизнь общества, социальной группы, отдельных индивидов. Мы полагаем, что психосемантическая характеристика жизненных сил человека может быть описана через такие категории как «образ», «действие», «мотивация», «индивид», «личность», «индивидуальность», «психологическое время личности».