Дефиниция личности в современной психологии крайне парадоскальна. «Разброс» мнений чрезвычайно широк. На одном полюсе содержится трактовка личности как нечто таинственного, мирозданческого, микрокосмического, заключающего в себе, но актуализирующее лишь индивидуально особенное. В работах Н.А. Бердяева, П.А. Флоренского содержится обращение к эзотерике понятий «лицо — лик — личина». Авторы находят онтологическое и этимологическое сходство их с понятием «личность». На противоположном полюсе — личность оценивается неким типическим описанием ее характеристик, которые опосредуются социальными отношениями.
Интегративность личной дефиниции, ее «различность» усложняют исследования личных сфер и их интерпретацию.
- подчеркивается значение индивидуальности, отличающей и дифференцирующей данного человека от всех других;
- рассматривается как абстракция, в основе которой лежат выводы о человеке в результате наблюдения за ним;
- отмечается важность соотнесения характеристик индивида с его жизненной историей и перспективами развития;
- представляется качествами, обеспечивающими устойчивость поведения и чувство непрерывности во времени, окружающей обстановке, целостности.
В психологии предпринимались неоднократные попытки сделать это понятие более строгим. Прослеживается формирование личности и в историческом плане. Несмотря на указанные разночтения, бесспорным считается интегрирующая роль личности в формировании ее жизненных стратегий, тактике поведения, образа жизни. Личность — одна из центральных психологических категорий, в формировании которой важное место отводится индивидным, индивидуальным и социокультурным детерминантам. Ориентации личности на культуру неоднократно обсуждались в работах Л.С. Выготского, А.Р. Лурии, О.Э. Мандельштама, Н.А. Бердяева, П.А. Флоренского, М.К. Мамардашвили, осмысление идей которых обнаруживает понимание личности как психологического феномена.