Сб. Июл 27th, 2024

Механизм идентификации получил свои истоки в психоанализе З. Фрейда. Идентификация осуществляется на основе эмоциональной связи с другим лицом. Она сопровождается стремлением человека походить на того, кого он любит, обожает, боготворит.

Специфические свойства и качества другого человека, его выражение лица, манера разговора, походка, стиль поведения — все это копируется и воспроизводится тем, кто стремится походить на своего кумира.

Сначала ребенок идентифицирует себя с родителями, затем с воспитателями в детском саду, учителями в школе.

Известно, что дети лучше изучают тот предмет, преподаватель которого пользуется у них любовью и уважением. Подростки идентифицируют себя с героями улицы, в юности — с литературными героями, знаменитыми личностями.

В классическом психоанализе под идентификацией понимается самое раннее проявление чувств, эмоциональной связи с другим лицом. Ребенок привязывается к матери или к отцу или замещающим их лицам, он старается походить на них и благодаря идентификации происходит формирование поведения и свойств личности, взятых за образец.

Идентификация тесно связана с механизмом интроекции, т.е. включением внешнего мира во внутренний мир человека. Последняя больше связана с ментальностью, в отличие от идентификации, которая ситуативна и поддерживается поведенческими, экспрессивными особенностями. Взаимосвязь эта обусловливается тем, что процесс отождествления одного лица с другим может происходить одновременно с вовлечением личностью любимого объекта в собственные переживания. С возрастом круг лиц, в которых человек видит объект идентификации, расширяется и объект может терять свою привлекательность и субъективную значимость для личности.

Выделяют следующие виды идентификации:

  • Анаклитическая идентификация — идентификация, при которой индивид знает, что сдержавшись, не совершив какое-то действие получит награду, одобрение.
  • Идентификация с агрессором — безосновательное уподобление угрожающему объекту, тому, который вызывает страх и тревогу.

Оба вида идентификации обычно сосуществуют вместе. Так, во взаимодействии с одними людьми, индивид старается избежать наказания, а в общении с другими, выполняя их требования, стремится получить награду.

К одной из специфических форм идентификации можно отнести защитный механизм, называемый играние роли, хотя часть авторов предпочитают рассматривать этот механизм как самостоятельный.

Играние роли

В основе играния роли лежит установление контроля над окружающими с целью снятия с себя ответственности, получения определенной выгоды (награды), повышения собственной значимости и обеспечения собственной безопасности и спокойствия с помощью установления шаблона поведения, который не изменяется в новых условиях. М.Е. Литвак приводит такие примеры.

Учитель, считающий, что он все время должен «сеять разумное, доброе, вечное», играет роль учителя в любой ситуации, а не только на школьном уроке. Тогда он становится невыносимым в семье, неприятным при неформальном общении на дружеских встречах, вступает в конфликты с незнакомыми детьми и их родителями в общественных местах, делая замечания детям и упрекая родителей за то, что те не следят за своими детьми. Военный, играя роль, начинает по уставу воспитывать жену и детей. Лектору, если он в роли, не задашь дополнительного вопроса.

Всем работающим знакомы начальники, которые никак не могут выйти из роли…

Как и при других формах психологической защиты, играние ролей предохраняет от «уколов», но одновременно лишает личность теплых взаимоотношений, так необходимых ей для благополучного существования. Изменение к лучшему объективных условий жизнедеятельности мало что меняет в лучшую сторону в судьбе человека, находящегося в роли.

Так, женщина в роли Жены Алкоголика сколько бы раз не выходила замуж, все равно будет жить с алкоголиком. А Золушка, если не выйдет из роли, никогда не избавится от грязной и тяжелой физической работы.

В отличие от других психологических защит, играние роли позволяет человеку использовать внешний ресурс для защиты внутренней проблемы с целью обезопасить себя и даже получить определенную выгоду, когда индивид идентифицирует себя с выполняемой ролью.

Например, механизм играние роли описывается Э. Берном в его теории игр. Основным принципом этой теории является следующий постулат: любое общение полезно или выгодно для людей.

Берн считает, что рассматривать игру следует с позиции защитных механизмов, вознаграждений (награды), идентификации. Он выделяет следующие вознаграждения: снятие напряжения, избегание психологически опасных ситуаций, получение «поглаживаний», сохранение достигнутого равновесия. Кроме того, Э. Берн считает, что у каждого человека есть свой набор определенных поведенческих схем (ролей), который соотносится с психическим состоянием человека (Взрослый, Родитель, Ребенок).

Игра — это сфера скрытых трансакций, имеет и скрытый мотив, и цель, которые всегда бессознательны. Он выделяет ряд типичных, часто встречающихся игр: игры на всю жизнь, супружеские игры, игры в компаниях, сексуальные игры и др.

Действие данного защитного механизма описано и в теории манипуляций Э. Шострома, который отмечал, что манипуляция — это маска, которую человек надевает для игры, это способ скрыть истинные чувства, это сваливание своей вины на других. Идентификация с другими, так как играние роли для манипулятора — это образ жизни. По его мнению люди боятся быть такими, какие они есть, они стремятся управлять и быть управляемыми. Автор полагал, что манипулятор — это искусный игрок с жизнью, который постоянно стремится скрыть свою пустую карту. В каждом человеке несколько манипуляторов. В разных ситуация преобладает то один, то другой. Э. Шостром выделил несколько основных типов манипуляторов: директор, тряпка, хулиган, калькулятор, прилипала, славный парень, судья. Например, манипулятивная роль мужчины-победителя скрывает то, что ему не важны отношения с женщиной, а важно под видимой силой скрыть свою внутреннюю слабость.

Э. Шостром во многом основывается на работах Э. Фромма, который поднял проблему технократической цивилизации — развитие человечества. Фромм писал, что большинство современных людей скрывают свои внутренние искренние тенденции и вследствие этого становятся не способны быть, т.е. проживать свою жизнь. Они искусственно существуют, «имея» плоды современной цивилизации и «избегая» свободы.

Также косвенное рассмотрение данной проблемы можно увидеть и у К.Г. Юнга при описании такого структурного компонента личности, как «персона». Персона — это маска, с помощью которой человек взаимодействует с миром. Опасность заключается в том, что люди становятся идентичны своим персонам, идентифицируясь с ними, играя довольно «жестко» прописанные роли. Выход из положения — разрушение игр, психологические приемы которого и представлены в работах Э. Берна, Э. Шострома, Э. Фромма и др.

Для всех психологических защит личности, основанных на инверсии, характерно наличие тенденции фиксированного «поворота», обращение той или иной направленности психической деятельности в какую-то иную сторону, обычно прямо противоположную первоначальной.

В современной литературе выделяются различные виды инверсионных защитных механизмов. Рассмотрим некоторые из них:

  • реактивное образование,
  • обратное чувство,
  • формирование реакции,
  • мартиризация,
  • образование симптомов.