Субъективное семантическое пространство (лат. subjectum – подлежащее и греч. semantikos – обозначающий) — система категорий индивидуального сознания, при помощи которой происходит оценка и классификация различных объектов, понятий. Если принять определенные допущения, в частности о независимости используемых категорий, то появляется возможность размещения тех или иных значений в многомерном семантическом пространстве. Это пространство получает свою характеристику в системе координатных осей (обычно на основе различных математических процедур, в частности при использовании факторного анализа), с помощью которых вычисляется расстояние между конкретными значениями.
Образ мира — понятие, предложенное А. Н. Леонтьевым как методологическая установка, которая предписывает проводить исследование когнитивных процессов индивида в контексте его субъективной картины мира, как она складывается у этого индивида на протяжении развития его познавательной деятельности. Это — многомерный образ мира, образ реальности.
Гипотеза лингвистической относительности (лат. hypothesis – предположение и lingua – язык), разработанная Э. Сепиром и Б. Уорфом основана на предположении, согласно которому процессы восприятия и мышления обусловлены этноспецифическими особенностями структуры языка. Те или иные языковые конструкции и словарные связки, действуя на бессознательном уровне, приводят к созданию типичной картины мира, которая присуща носителям данного языка и которая выступает в качестве схемы для категоризации индивидуального опыта. Грамматический строй языка навязывает способ выделения элементов окружающей действительности.
Критика. В дальнейших исследованиях было показано, что в познавательный процесс включены значения, существующие не только в языковой форме, но и в форме сенсорно–перцептивных эталонов и символических действий. В силу этого некий ряд значений может быть не представлен в словесной форме, но все–таки присутствовать в сознании и обусловливать поведение. Поэтому при анализе картин мира, которые действительно могут иметь определенную этническую специфичность, необходимо исследовать не только разговорный язык, но и другие символические системы, например графику, трудовые навыки.