Самоопределение личности — созидательный акт, сознательный выбор и утверждение личностью своих позиций в разнообразных жизненных ситуациях, ориентир для самоорганизации. Самоопределение — длительный процесс осмысления, пересмотра и восстановления целей и жизненных ориентиров.
За выбор пути личность несет персональную ответственность, т.к. в процессе самоопределения человек сам выбирает, какие ценности будут руководить им, какие социальные нормы для него приемлемы, какие смысловые ориентиры в его жизни будут доминировать и др.
Современная социокультурная среда содержит множество образцов и имиджей для выбора жизненных ориентиров.
Формируя представление о достойном образе жизни, молодые люди по-разному оценивают роль материального благополучия и своего духовного багажа в нем. Возникает два прямо противоположных мнения. Одно из них — достойная жизнь человека определяется уровнем его материального богатства и хорошими условиями бытового сервиса. Приводится ряд аргументов в пользу этой точки зрения. Самый важный из них — это дает человеку реальную возможность удовлетворять свои желания, иметь свой «шарм» и др., что позволяет занять высокое социальное положение, а значит и жить достойно. Юноши и девушки, разделяя это мнение, ищут разные способы приобретения материальных благ вплоть до того, что становятся рэкетирами, не брезгуют мошенничеством, разделяют судьбу «ночных бабочек»…
Другая группа молодежи, также разделяя эти представления о достойной жизни, но, не имея реальной возможности добыть блага силой, обманом, теряют надежду на лучшие перемены в своей жизни и «отстраняются» от проблем, «уходят в себя», находя удовлетворение в алкоголизме, наркомании. При этом в обоих случаях наблюдается пренебрежительное отношение к культурным ценностям, литературе, искусству, образованию. У них формируется и своеобразный мир, где скромность, тактичность, сострадание оцениваются с отрицательным знаком.
Противоположная точка зрения на роль материальной обеспеченности в жизни состоит в признании значимости высших человеческих ценностей. Конечно, редко можно встретить людей (если таковые есть вообще!), которым нравилась бы нищета, безработица, недоедание, отсутствие жилья. Сторонники этого направления считают, что для достойной жизни человеку достаточно иметь возможности удовлетворять разумные материальные потребности, а не превращать бесконечную добычу материальных благ в основную цель своей жизни. Известны притчи о том, что профессор «ходит с ободранным портфелем», известный писатель «имеет старое, ветхое пальто», а музыкант-виртуоз «дает концерты много лет в одном и том же фраке». Но нельзя сказать, что «их жизнь не является достойной».
Конечно, между представленными «крайними» точками зрения существует великое множество промежуточных. Но бывает не мало и этих «крайних» позиций, доведенных до абсурда. Так, стремление к обогащению, наживе, постоянному преумножению своего богатства всеми путями и всякими способами непременно приводит к душевной личностной деградации, классические образы которой великолепно описаны Н.В. Гоголем (вспомним Плюшкина, Коробочку!). С другой стороны, не вызывает восхищения и «голый аскетизм», формирующий безразличие к психологическому и социальному комфорту, культуре, окружающим людям, а, зачастую к самому себе.
В структуре личностного самоопределения выделяют самоопределение коллективное и самоопределение профессиональное.
Проблема самоопределения наиболее актуальна для возраста ранней юности. Деятельность личности в этом направлении является в юности ведущей.
Самость
Есть еще одна характеристика самосознания — самость. К. Роджерс утверждает, что принятие собственной «самости» — предпосылка к более полному восприятию других людей, и наоборот — принятие личности другими людьми в группе обычно повышает уровень ее собственной самоценности, является источником внутренней собственной активности, стремления к росту, прогрессу, более полной реализации своих потенций, «личностному росту», «снятию» психологических защит.
Ему удалось выделить условия, стимулирующие личностный рост, которые могут быть созданы как самой личностью, так и с помощью психолога: конгруэнтность, безусловное принятие другого человека, сопереживание (эмпатия), организмическое доверие, эмпирическая свобода, креативность. Он оценивал возможности личностного роста как неисчерпаемые, и достичь успеха в этом может каждый человек.
Определение уровня и адекватности самости — один из ориентиров выбора направления на пути движения саморазвития к самосовершенству, к реализации потребности «быть личностью» и самоактуализации.
Саморазвитие
Саморазвитие личности базируется на особенности ее потребностей.
По мнению А. Маслоу, в течение жизни человек непрерывно удовлетворяет внутренние потребности — от основных физиологических и до высших метапотребностей — самоактулизации. Вполне логично формируется вывод о том, что самоактулизирующимся личностями являются те, которые уже удовлетворили свои низшие потребности и стремятся реализовать все свои возможности. А. Маслоу предложил наличие еще одного уровня высших потребностей, следующего за самоактулизацией — трансперсональных (трансцендентальных, трансчеловеческих), обращенных к миру вообще. Ибо без них человечество (индивиды) могут попадать в область злобы, насилия, нигилизма, или апатии, неверия, деструкции.
При этом автор обращает внимание на то, что удовлетворение основных потребностей не сводится к
- приобретению вещей, имущества, денег, автомобилей, одежды и других запросов тела, а определяется стремлением человека к безопасности, защите надежности;
- принадлежности к социальной общности — группе, семье, кругу друзей;
- к самоуважению и уважению других, их одобрению, поддержке, достоинству;
- свободе как одном из важнейших условий реализации своей самости.
Он писал о том, что для человека очень важно восприятие своей собственной внутренней природы, что выливается в развитие личности и индивидуальности.
Эти взгляды А. Маслоу легли в основу развития новой концепции человека и его здоровья.