Сб. Сен 7th, 2024

Восточные учения оказали влияние на мыслителей Древней Греции. Уже к VI в. до н.э. греки поддерживали контакты со многими центрами цивилизованного мира, а первые мыслители получали образование в Египте, Вавилоне.

Начало древнегреческой философской и психологической мысли было положено в VI в. до н.э. и связано с ионийскими колониями Греции (средняя часть западного побережья Малой Азии). Отсюда название — ионийская традиция. Но в действительности речь идет о восточных школах Древней Греции. К ионийской традиции относят милетскую школу (Фалес, Анаксимандр, Анаксимен) и Гераклита из Эфеса.
С развитием философии в греческих полисах в Южной Италии и Сицилии (конец VI — нач. V в. до н.э.) возникла италийская традиция, к которой относят Пифагорейский союз и Школу элеатов (элейская школа — Ксенофан, Парменид, Зенон). Кроме того, яркими представителями досократической философии (т.е. философии, предшествовавшей философии Сократа) являлись Эмпидокл, Анаксагор и Демокрит.

Рассмотрим основные психологически значимые идеи Древней Греции.

Ионийская традиция.
Милетская школа:

  • Фалес (624-547 гг. до н.э.) считается родоначальником европейской философии — «первым европейским философом».
    Он считал, что: в основе мира — вода, основа всего сущего; Бог создал мир из воды; космос одушевлен и полон божественных сил; душа присуща всем предметам; душа есть двигательное начало вещей; объективная реальность первична по отношению к чувствам; чувства — источник информации об окружающем мире.
    «Познай самого себя!» — призывал Фалес. (Сохранился исторический анекдот о том, как Фалес по звездам предсказал урожай маслин, скупил за бесценок маслодавильни и разбогател.)
  • Анаксимандр, ученик Фалеса (610-546 гг. до н.э.). Он считал, что: основа мира — это «айперон», он существует в вечном движении. Айперон — это бескачественная материя, все возникло путем выделения из айперона противоположностей (горячее и холодное); человек произошел от животных, рожден большой рыбой; животные появились в воде, потом стали выходить на сушу (идея эволюции живых существ — сочинение «О природе»).
  • Анаксимен, ученик Анаксимандра (ок. 588 — ок. 525 гг. до н.э.). Считал, что: все сущее происходит из воздуха и обратно в него возвращается; душа человека — тоже воздух; дух и воздух равнозначны.
  • Гераклит из Эфеса, представитель ионистской (восточногреческой) традиции (ок. 520 — ок. 460 гг. до н.э.), аристократ по рождению, проживал в соседнем с Милетом полисе в Малой Азии (современная Турция). Его называли «темным» философом, трудным для понимания. Гераклит является одним из основоположников диалектики. Он считал, что: все течет, все изменяется; душа человека бесконечна; источник движения души в ней самой; все в жизни возникает из противоположностей, состоит из них и познается через них: «Болезнь делает приятным и благим здоровье, голод — сытость, усталость — отдых»; человеческая натура не обладает истинным разумом, а божественная — обладает; начало всему — вечный огонь или космос; в основе мироздания лежит всеобщий закон — «логос»; душа — единство противоположностей, сочетающее в себе влажное и огненное; мировой процесс цикличен, все со временем переходит в свою противоположность; в основе познания лежат ощущения, но в основе мудрости — мышление; качества души зависят от состояния тела: у «опьяневшего мужа психея (душа) его влажна».
Италийская (или западногреческая) традиция.

Пифагорейский союз. Его основатель Пифагор — астроном, математик и философ (541-497 гг. до н.э.).

Пифагорейский союз был создан в Кротоне (Южная Италия) и просуществовал до IV в. до н.э.
Основные идеи пифагорейского союза: в основе всего сущего лежит число; душа есть гармония чисел или музыки; душа бессмертна и постоянно перевоплощается (метемпсихоз); в целях сохранения душевного здоровья рекомендовали избегать отрицательных эмоций: гнева, уныния, душевной тревоги; в целях сохранения душевного здоровья разработали режим труда, отдыха и диеты; придумали испытание интеллектуальных способностей у кандидатов в Союз; врач-философ Алкмеон из Кротона считал, что орган души — головной мозг, открыл зрительные нервы; пифагорейцы разработали системы развития памяти и мышления; впервые философскую науку постигали и женщины — пифагорейки; пифагорейцы создали свою иерархию ценностей. На первое место они ставили прекрасное и благопристойное (например, науку), на второе — выгодное и полезное, на третье — приятное.
Все вступающие в пифагорейский союз сдавали свою собственность в общее пользование. (Существует исторический анекдот про то, как Пифагор однажды спустился в «Аид» (на самом деле — в глубокую землянку), а его мать записывала все, что происходило наверху. Выйдя на поверхность, Пифагор сообщил, что все видел, все слышал из «Аида», доказывая тем самым свою божественную сущность.)

Элейская школа (Элей — греческий полис). Ее основателем является Ксенофан Колофонский (580 — ок. 490 гг. до н.э.), философ и поэт.
Ксенофан: критиковал метемпсихоз пифагорейцев. Ему принадлежат строки:
Шел, говорят, он однажды, и видит —
щенка избивают.
Жалостью схваченный, он слово такое изрек:
«Стой! Перестань его бить! В бедняге
умершего друга
Душу я опознал, визгу внимая ее»
по мере того, что открывает человеку Бог.

Другим основателем элейской школы является выходец из пифагорейского союза Парменид (ок. 540 — ок. 470 гг. до н.э.).
Основные идеи Парменида, имеющие значение для психологии: мир есть неподвижный и сплошь наполненный шар; все неизменно (родоначальник метафизики как антидиалектики); все, что нельзя доказать, не существует; небытие не существует потому, что оно «немыслимо»; аллегорически описал путь познания в поэме «О природе» как путешествие юноши к богине, где несущие кони — неразумные стремления и желания души, путешествие по дороге божества — путь к познанию, умозрение — путь к любящему мудрость разуму, девы впереди идущие — ощущения, прибытие к Правде — постижение сущности вещей; учение истины — это учение о том, что истинное бытие едино, вечно, неподвижно, неделимо; учение мнения — это учение о множестве вещей, возникающих и преходящих; учение истины — достоверно, учение мнения — лишь правдоподобно; существуют два начала: активное — огненное, светлое и инертное — темное.
Зенон, ученик Парменида (ок. 490-430 гг. до н.э.). Он впервые использовал диалог как форму изложения философских проблем.

Основные психологически значимые идеи Зенона: считал, что бытие не противоречиво; использовал метод доказательства, которое Аристотель определил как апория. Апория — это равенство противоположных заключений или трудноразрешимая проблема. Зенон является автором апорий «Дихотомия», «Ахилл и черепаха», «Стрела» и других; апория «Дихотомия»: прежде чем пройти какое-либо расстояние, необходимо пройти его половину; чтобы пройти половину, нужно пройти половину этой половины и т.д. до бесконечности. Отсюда, движение и не может начаться; апория «Ахилл и черепаха»: быстроногий Ахилл никогда не догонит черепаху, т.к. за то время, пока бегун достигнет места, где находилась черепаха в момент «старта», черепаха успеет продвинуться на какое-то расстояние вперед, и т.д.; апория «Стрела»: летящая стрела покоится. Почему? В каждый данный момент времени стрела занимает какое-то особое место; в следующее мгновение она будет занимать какое-то другое место и будет в нем покоиться. Таким образом, из суммы состояний покоя выводится состояние движения. Значит, движения нет, а есть сумма состояний покоя. (Значительно позднее Г. Гегель так решил эту задачу: двигаться — значит быть в этом месте и не быть, т.е. — единство прерывности и непрерывности пространства и времени).

Наряду с представителями указанных выше школ к досократикам относят Эмпедокла, Анаксагора и Демокрита. Рассмотрим психологически значимые положения их учений.
Эмпедокл из Агригента на острове Сицилия (ок. 490-430 гг. до н.э.) в своем сочинении «О природе» соединил ионийскую и италийскую традиции. Был изгнан из Пифагорейского союза за разглашение своих идей, что было запрещено.
Основные идеи Эмпедокла: все многообразие вещей сводится к четырем «корням»: земле, воде, воздуху и огню; соединение и разделение элементов объясняется притяжением и отталкиванием («Любовью и Враждой»); эволюция живых существ определяется естественным отбором жизнеспособных сочетаний; подобное познается подобным. Так, например, ощущения возникают в результате подгонки объектов к порам органов чувств; удовольствие возникает при встрече с подобным объектом, неудовольствие — при встрече с не подобным; души мудрых становятся богами; тело — земля, в которую облачена душа человека; все в мире циклично; глаз состоит из элементов — огня и воды, которые выходят наружу, соприкасаясь со встречными частицами объекта (идея активности восприятия); воспринимаемое ощущениями истинно, если ими руководит разум; душа локализована в крови; растения и животные тоже имеют ум и понимание (этот подход называется биопсихизм). (Существует исторический анекдот о том, что Эмпедокл для доказательства своей божественной сущности прыгнул в кратер вулкана, о чем узнали позже по выброшенному извержением башмаку).

Анаксагор из Клазомеи в Малой Азии (ок. 500-428 гг. до н.э.) входил в кружок Перикла в Афинах. Отказался от богатого наследства в пользу родственников. После обвинения в безбожии бежал из Афин.
Основные идеи Анаксагора, значимые для истории психологии: началом порядка в мире является «Ум» (нус); душа — принцип движения живых существ; вещи делимы до бесконечности; разделял идеи гилозоизма — учение об одушевленности материи; человек — самое разумное существо, потому что имеет руки; чувственное восприятие осуществляется по принципу противоположности: «зрение есть явление невидимого»; все ощущения идут от головного мозга; природа есть закономерная упорядоченность.
(Сохранился исторический анекдот о том, что, умирая в Лампсаке, Анаксагор пожелал, чтобы в день его смерти детей отпускали на каникулы, и длительное время его воля исполнялась).

Демокрит из Абдер (ок. 460-370 гг. до н.э.), ученик Левкиппа, был философом-материалистом, считался первым энциклопедическим умом среди греков, был одним из основателей атомистики.
Основные идеи Демокрита, значимые для психологии: в мире два первоначала — атомы и пустота; атомы находятся в постоянном движении; из соединения атомов образуются тела; вихри атомов создают и уничтожают миры; в мире действует закон причинности; Бога и бессмертия души нет; душа присуща всему живому (биопсихизм); основа души — очень подвижные атомы (как у огня); болезнь есть изменение пропорций распределения подвижных и тяжелых атомов; разумная часть души находится в грудной клетке; мозг есть средоточие высших душевных функций и способности к познанию; сердце — орган благородных страстей, печень — чувственных желаний и вожделений; восприятие возникает из соединения атомов, и образ лишь улавливается субъектом; от объектов истекают тонкие пленки (образы — идолы, эйдолы), которые отпечатываются в воздухе между глазом и предметом, а затем воздух этот отражается во влажной части глаза, благодаря особым истечениям из глаза; существует два вида познания: одно, темное, — посредством чувств, другое, истинное, — посредством мысли; есть два вида мыслей — законнорожденная (более тонкая, возникающая в результате мышления) и незаконнорожденная (возникающая от органов чувств); воздерживаться от дурных поступков нужно не из страха наказания после смерти, а из чувства долга; разработал концепцию об эволюции человека от звероподобного состояния к цивилизованному; поступки человека обусловлены; удовольствия и неудовольствия влияют на решения человека; сновидение — это попадание в душу образов, когда человек спит; цель жизни — спокойное расположение духа, гармония с природой.
(Сохранившийся исторический анекдот о Демокрите гласит, что прожил он около 90 лет и, лишившись зрения, решил себя умертвить, ежедневно уменьшая порции пищи. Поняв, что может умереть в праздник, философ продлил себе жизнь на несколько дней, вдыхая пары от меда и горячих хлебов.)

По данным Диогена Лаэртского, Платон, будучи философом-идеалистом, хотел сжечь все произведения Демокрита, как приносящие вред, но его отговорили, т.к. книги Демокрита были у многих на руках.
Всех досократиков объединяет то, что они решали основные вопросы с точки зрения чувственного космоса, в его различных вариантах (т.е. преобладала натурфилософия). Мир сложных абстракций не был еще предметом их изучения.

От content