Чт. Дек 26th, 2024

Основатель психоанализа — Зигмунд Фрейд (1856-1939), австрийский психолог.
Основные работы Фрейда: «Исследование истерии» (1895, совместно с Йозефом Брейером.), «Толкование сновидений» (1900), «Психопатология обыденной жизни» (1901), «Три эссе о сексуальности» (1905), «Юмор и его отношение к бессознательному» (1905), «Лекции по введению в психоанализ» (1920), «По ту строну принципа удовольствия» (1920), «Психология масс и анализ человеческого Я» (1921), «Я и Оно» (1923), «Будущее одной иллюзии» (1927), «Цивилизация и недовольные ею» (1930), «Моисей и монотеизм» (1939)и другие.

Топографическая модель организации психики.

В психической жизни человека можно выделить три уровня: сознание, предсознательное и бессознательное

Структура психики по З. Фрейду:

  • Уровень сознания состоит из ощущений и переживаний, которые человек осознает в данный момент времени. Сознание, по Фрейду, охватывает незначительный процент информации, хранящейся в мозге.
  • Область пред сознательного, иногда называемая «доступной памятью», включает в себя информацию об опыте человека, которая не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание спонтанно или в результате минимального усилия. С точки зрения Фрейда, пред сознательное наводит мосты между осознаваемыми и неосознаваемыми областями психического.
  •  Бессознательное представляет собой хранилище инстинктивных побуждений, эмоциональных переживаний и воспоминаний, подавленных и вытесненных из сознания в связи с их опасностью для психики (например, забытые психические травмы детства, скрытые сексуальные желания, враждебные чувства). Однако бессознательное оказывает опосредованное влияние на наше повседневное поведение. И это влияние мы тоже не осознаем.

Динамическая модель организации психики

В начале 20-х годов 3. Фрейд пересмотрел свию концептуальную модель психики и ввел три структуры: ид (Id), эго (Ego), супер-эго (Super Ego). Эти три структуры накладывались на топографическую модель.

Ид, эго и супер-эго нередко рассматриваются как структурные компоненты личности. Взаимодействие этих структур личности составляет основу динамики психической жизни человека.

Ид (в переводе с латинского — оно) представляет собой примитивные, инстинктивные и врожденные механизмы функционирования личности. Ид функционирует полностью в бессознательном и тесно связано с биологическими побуждениями, например, сон, еда, дефекация (очищение), копуляция (слияние в половом акте), которые придают нашему поведению энергию. Ид характеризуется хаотичностью и оказывает сильное влияние на поведение человека.
Фрейд рассматривал ид в качестве посредника между соматическими и психическими процессами в организме.
Ид выражает первичный принцип всей человеческой жизни — немедленную разрядку психической энергии, возбуждаемой биологически обусловленными побуждениями. Этот принцип был назван принципом удовольствия. Ид подчиняется этому принципу, выражая себя в импульсивной и иррациональной форме. Невозможность разрядки создает психическое напряжение у личности.

Фрейд описал два механизма, посредством которых ид избавляет личность от напряжения: рефлекторные действия и первичные процессы. В первом случае ид отвечает автоматически на сигналы возбуждения (например, кашель в ответ на раздражение верхних дыхательных путей). Однако ни одно рефлекторное движение не даст возможность голодному ребенку утолить голод. Когда рефлекторное действие не может снизить напряжение, вступают в действие первичные процессы.

Ид формирует психический образ объекта, первоначально связанного с удовлетворением основной потребности (например, у ребенка появляется образ материнской груди или бутылочного молока). Первичный процесс обнаруживается также в сновидениях и галлюцинациях.

Первичные процессы направляют активность человека на удовлетворение потребностей здесь и сейчас. Однако это не всегда возможно. Поэтому ребенок постепенно учится откладывать удовлетворение первичных потребностей. Формированию этой способности помогает другой структурный компонент личности — Эго.

 Эго (в переводе с латинского — Я) — это компонент личности, ответственный за принятие решений. Эго стремится выразить и удовлетворить желания ид в соответствии с ограничениями, налагаемыми внешним миром. Эго помогает обеспечивать безопасность и самосохранение индивида. Эго подчиняется принципу реальности, цель которого — сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до того момента, когда это будет возможно. Принцип реальности дает возможность индивидууму тормозить, переадресовывать или постепенно давать выход энергии ид с учетом социальных ограничений и совести индивидуума.
Таким образом, эго является «исполнительным органом» личности и органом принятия решений.

Супер-эго (в переводе с латинского — сверх — Я) — это компонент личности, представляющий собой совокупность усвоенных человеком норм и стандартов поведения. С точки зрения Фрейда, организм человека не рождается с супер-эго. Оно формируется в процессе взаимодействия ребенка с родителями, учителями и другими значимыми для него людьми. Первоначально супер-эго отражает родительские представления о хорошем и плохом. Впоследствии супер-эго расширяется и вбирает в себя все новые социальные нормы.

Фрейд выделял в супер-эго две подсистемы: совесть и эго — идеал. Первая содержит моральные запреты и вызываемое ими чувство вины, а вторая — требования, которым нужно соответствовать и к которым нужно стремиться.

Супер-эго считается полностью сформировавшимся, когда родительский контроль заменяется самоконтролем. Однако самоконтроль со стороны Супер-эго не служит принципу реальности, а побуждает человека, его эго к достижению совершенства в мыслях, словах, поступках.

Экономическая модель организации психики

Психоаналитическая теория основывается на представлении, согласно которому люди являются сложными энергетическими системами. При этом у каждого человека имеется определенное количество энергии, питающей психическую активность.

Фрейд был сторонником концепции гомеостаза, согласно которой количество энергии живого организма отличается относительным постоянством. Поэтому цель любой формы поведения индивида состоит в уменьшении напряжения, вызванного излишним скоплением энергии в организме, обусловленного энергией возбуждения, производимой органическими потребностями.

По Фрейду, телесные потребности, выраженные в форме желаний, называются инстинктами. Влияние последних на поведение человека может быть как прямым, так и замаскированным. Поведение людей побуждается бессознательным напряжением, а цель их поведения — уменьшение этого напряжения.

Фрейд признавал существование двух основных групп инстинктов: инстинктов жизни и инстинктов смерти. Первая группа (под общим названием Эрос) включает все силы, служащие цели поддержания жизненно важных процессов и обеспечивающие размножение вида. При этом наибольшую значимость имеет энергия сексуальных инстинктов — либидо. Сексуальные инстинкты связаны с определенным участком тела или эрогенной зоной (например, рот, анус, половые органы). Эрогенные зоны являются потенциальным источником напряжения, а манипуляции в области этих зон ведут к снижению напряжения и вызывают приятные ощущения.

Вторая группа инстинктов — инстинкты смерти, называемые Танатос, — лежат в основе всех проявлений жестокости, агрессии, убийств и самоубийств. Фрейд полагал, что инстинкты смерти подчиняются принципу энтропии, т.е. стремлению всех живых организмов вернуться в состояние неупорядоченности, из которого они вышли. Другими словами, наряду со стремление к жизни, у человека существует стремление к смерти.

Энергия инстинктов может направляться как на объект, способный удовлетворить потребность, так и на объекты, их замещающие. В последнем случае Фрейд говорит о смещенной активности. Многие социально-психологические феномены Фрейд объяснял в контексте смещения двух первичных инстинктов: сексуального и агрессивного. Например, социализацию ребенка можно частично объяснить как результат последовательного смещения сексуальной потребности от одного объекта к другому, как того требуют родители и общество. Сходным образом драка может быть объяснена смещением агрессивных побуждений вовне.

Согласно Фрейду все устройство цивилизации (искусство, музыка, литература) является продуктом смещения сексуальной и агрессивной энергии. Не имея возможности получать удовольствие прямо и немедленно, люди научились смещать свою инстинктивную энергию на других людей, другие предметы и другую деятельность вместо тех, которые предназначались для прямой разрядки напряжения. Таким образом, появляются сложные религиозные, политические, экономические и другие институты.

От content