Чт. Ноя 21st, 2024

Основную сущность коцепциии человека и его здоровья А. Маслоу сформулировал в следующих положениях.

Каждому человеку присуща внутренняя биологическая природа, которая является «естественной», врожденной, изначальной, отличающейся высокой мерой сопротивляемости. Здесь автор выделяет наследственные и конституциональные — «сырой материал» для рано складывающейся индивидуальной самости. Сюда включаются инстинктивно видные основные потребности, способности, свойства темперамента, травмы, получаемые натально или при рождении, анатомо-физиологические особенности.

Все это — потенциальные развивающиеся возможности, а не реальные окончательные состояния. Это «сердцевина» является слабой и аутотентичность самости определяется способностью «услышать» эти внутренние голоса — символы, идущие от бессознательного.

Внутренняя природа человека не только уникальна, но и в какой-то мере тождественна природе своего вида, которую можно изучать научными методами.

«Сердцевина» или самость человека проявляется отчасти посредством ее раскрытия и принятия своей «изначальности», а отчасти она является следствием творения самой личности. Эта внутренняя природа изначально либо нейтральна, либо конструктивна, но слаба и уязвима и жаждет реализации. Возникающее зло, агрессия, садизм и др. не являются врожденными качествами, а представляют реакцию на неудовлетворение основных потребностей. Важно позволить внутренней природе управлять жизнью и обрести успех и счастье. Игнорирование ее приводит к заболеванию. Кроме того, болезнь личности есть форма недоразвитости, неспособности к самоактуализации или неспособности стать полноценным человеком.

В реализации потребности в самоактуализации возникает необходимость в преодолении лишений, разочарований, страданий, самоконтроля. Это формирует уверенность в своих силах и возможностях.

Любое отступление от родовых добродетелях, любое преступление против своей собственной природы, злое деяние регистрируется бессознательным и заставляет презирать себя, что и ведет к различным психологическим проблемам.

Процесс самоактуализации личности связан не с отсутствием проблем, а с умением находить пути и способы их решения. Самоактуализации личности способствует принятие человеком определенных ценностей: альтруизма, творчества, любви и др. Изучая особенности личности выдающихся людей (А. Линкольн, Ф. Рузвельт, А. Эйнштейн и др.), Маслоу пришел к выводу о том, что их всех объединяет нечто общее, например, эффективное восприятие реальности и глубокое уважительное отношение к своей собственной личности; простота и естественность в поведении, центрированность на задаче, самостоятельность и некая автономия от культуры и среды, чувство сопричастности практически ко всем делам и сторонам жизни, творчество, «философский» юмор, сопротивление аккультурации и др. Наряду с позитивными, Маслоу отмечал у таких людей и ряд негативных качеств. Они могут быть излишне эмоционально восприимчивы, не всегда сдержанны, порой эгоцентричны, впадать в отчаяние и т.д.

Самоактуализация — одна из основных личностных категорий. В понимании А. Маслоу, самоактуализация — это переживание с полной концентрацией и погруженностью в него — яркое, самозабвенное, когда человек проявляет свое истинное Я. Самоактулизация — представление о жизни как бесконечной череде выборов — между движением вперед и уже достигнутым. Самоактулизация — это процесс, это постоянный выбор, который должен быть честным, а не лукавым.

Личность должна принять на себя ответственность за него и реализовывать его каждый раз, актуализируя ежеминутно все возможности. Высшие переживания (вдохновение, восторг, удовлетворение) — лишь мимолетный момент самоактулизации. Его нельзя купить, занять, организовать — оно следствие константности самоактулизации праздника души, направленное на создание условия и для анализа защитных механизмов и отхода от них. Психологических путей повышения своей самоценности не мало, но все они связаны с работой человека над собой, личностным самопознанием и развитием.

Формирование адекватной жизненной перспективы

Реализация возможностной индивидуальной и социальной субъектности является одной из важных составляющих психологического здоровья личности, что и осуществляется посредством формирования соответствующей жизненной перспективы.

Подходы к изучению жизненной перспективы

Различные подходы к изучению жизненной перспективы представлены в работах К.А.Абульхановой-Славской, В.Г. Асеева, Я.В. Васильева, М.Р. Гинзбурга, Е.И. Головахи, А.А. Кроника, Л.Ю. Кублицкене, В.Ф. Серенковой, Н.Н. Толстых, Р. Кастенбаума, Т. Коттле, Ж. Нюттена, А. Рабина и др.

Обобщая взгляды авторов, можно отметить, что жизненная перспектива понимается большинством из них как целостная картина будущего, включающая ряд возможных (планируемых и ожидаемых) событий, находящихся в многосторонней, порой неоднозначной взаимосвязи друг с другом.

Построение жизненной перспективы подразумевает составление жизненных планов, которые предполагают выдвижение этапных целей, разработку путей их достижения, а также рефлексию смысла реализации поставленных целей.

Планирование жизненного пути можно рассматривать под разным углом зрения.

Планирование личностью своего будущего предполагает определенную структуру. Один из вариантов ее предложен А.Г. Шмеляевым, И.А. Деминой. Так, структура целевого планирования жизненной перспективы включает планирование ближней жизненной перспективы, средней и дальней. При этом, планирование ближней жизненной перспективы включает представление путей достижения целей, средней — постановку самих жизненных целей, а дальней — более удаленные и глобальные жизненные цели, возникающие на основе осознания ценностно-смысловых аспектов реализации уже поставленных жизненных целей. При рассмотрении целей по срочности, средств по легкости, а мотивов по важности, появляется возможность оценивать субъективную вероятность реализации спланированного, а значит есть возможность корректировать содержательный и временной контекст реализации жизненной перспективы в течение всего жизненного пути.

В этой связи речь может идти о своеобразии жизненной перспективы на каждом этапе жизненного пути, которая базируется на субъективных представлениях личности о нем.